|
|
Дети и Игрушки
|
|
|
|
|
|
Здравствуйте!
Я хотела бы поговорить сегодня об отношении детей к игрушкам и к сверстникам.
Может показаться странным, что я ставлю рядом людей и вещи, но в том-то и дело,
что маленький ребенок не всегда понимает, где кончается одно и начинается другое.
Очень часто, встречаясь с молодыми родителями, я слышу одну и ту же фразу: "У
ребенка слишком много игрушек, у меня в детстве столько не было, да он ими и не
играет". Давайте разберемся, что для ребенка значат игрушки.
Появляясь в мире, ребенок далеко не сразу понимает, что все окружающее не является
его частью, и он сам - не полновластный господин над миром.. В это время игра
возможна только как поиск эротического удовольствия и осуществляется либо на теле
ребенка, либо с телом матери, причем ребенок явно не делает различия.
Только к полугоду формируется более или менее твердое понятие об окружающих объектах
как о чем-то вне тела самого малыша. Он начинает понимать, что люди, ухаживающие
за ним, приходят и уходят, меняются, а главное, не всегда поступают так, как ему
хотелось бы. И тогда появляется то, что Винникотт назвал "переходным объектом".
Это может быть мягкая игрушка, кукла, просто кусочек одеяла или тряпочка. Очень
важно, чтобы эта вещь оставалась неизменной. Если, стремясь к чистоте, игрушку
постирают или даже просто почистят, она поменяет свой вид и запах, то есть в восприятии
ребенка станет другой, чужой и ненужной вещью. Ребенок видит переходный объект
как отчасти принадлежащий внешнему миру, а отчасти - внутреннему.
Позже любовь к одному объекту распространяется на мягкие игрушки в целом. Они
позволяют делать с собой все что угодно: можно прижать к себе и приласкать, а
можно забросить в другой угол комнаты. На этом этапе развития игрушки - это то,
что позволяет ребенку выразить свои амбивалентные чувства (типа любовь-ненависть)
в отношении к окружающему миру
В дальнейшем ребенок начинает понимать, что можно получать удовольствие от манипуляции
игрушками - благо они это позволяют. Сначала это простые игры типа наполнение-опустошение
или открывание-закрывание, что символизирует отверстие тела и его функции. Далее
это постройка чего-то из кубиков и разрушение, что дает не только удовлетворение
выражения амбивалентных чувств, но и иллюзию своей власти над окружающим. И, наконец,
приходит черед ролевой игры, через которую ребенок овладевает внешним миром, справляется
с тревогой. Известно, что для преодоления травматичной ситуации взрослым людям
необходимо снова и снова рассказывать о ней окружающим - постоянное повторение
помогает справиться с тревогой. Ребенок использует игру вместо разговора. Постоянно
проигрывая тревожную ситуацию и занимая активную позицию вместо пассивной он овладевает
ситуацией, перерабатывает, принимает ее внутренне и перестает тревожиться.
Для младенца нет разницы между внешним и внутренним миром. Постепенно он выделяет
себя из окружающего. В дальнейшем взрослые уделяют огромное влияние познанию внешнего
мира. Но внутренний мир не менее богат и важен. Большинство клиентов психоанализа
страдают именно от недостаточного внимания к своему внутреннему миру. Ребенок
может познать и выразить свой внутренний мир двумя способами - через игру и рисунок.
Вообще все то, что взрослый выражаем посредством вербализации: мысли, чувства,
опасения, надежду, ребенок может выразить только посредством ролевой игры. Слова
для детей имеют значительно меньшее значение, чем для взрослых. Кроме того, малышам
очень сложно пояснить, что они имеют в виду, если их не поняли с первого раза.
Большинство детских психоаналитиков, работая с детьми, предоставляют им большую
"игровую комнату", в которой находится множество всяких игрушек. Общение
с игрушками для ребенка проще, нежели общение с окружающими. Это понятно - игрушки
не имеют своей воли, не отвечают на агрессию, позволяют делать с собой все, что
угодно. Имея большое поле деятельности - много разных игрушек, с которыми можно
делать все что угодно, дети начинают проигрывать свои фантазии, травмы, проблемы.
Приглядевшись к игре ребенка, можно лучше понять, что его волнует. Известно описание
случая девочки, которая постоянно закапывала своих кукол в песок, а затем находила
их там. Через несколько дней психоаналитик спросила ее: "Иногда хочется,
что бы люди, которых, в общем-то, любишь, на некоторое время исчезли, а потом
вернулись опять" "Да" - ответила девочка. Для нее это было огромным
облегчением, потому что наконец-то кто-то признал ее право на агрессию.
Вообще, большинство детей не имеет возможности прямо выражать свою агрессию. Игра
- это единственный способ выплеснуть все, что накопилось от общения с родителями,
друзьями, воспитателями. Тотальное подавление агрессии, как правило, приводит
к невротическим нарушениям.
Каждый ребенок по определению - творец. Что может создать малыш в реальном мире?
Только беспорядок, который родители, как правило, не очень приветствуют. В игре
разворачивается способность ребенка к творчеству, он создает собственный мир,
в котором возможно все - так малыш самоутверждается в этом, в общем-то враждебном
для детей мире.
Маленьким детям трудно общаться со сверстниками. Многие матери видели "общение"
годовалых или двухлетних детей на детских площадках. Зрелище, как правило, не
очень утешительное. Дело в том, что отношения детей со сверстниками проходит несколько
стадий. Если изначально другие дети либо не воспринимаются вовсе, либо являются
досадными нарушителями приятных отношений с матерью, то в дальнейшем малыш начинает
относиться к ним, как к живым игрушкам и очень досадует, если они изъявляют свой
протест. Значительно позже ребенок начнет воспринимать окружающих детей как партнеров,
с которыми можно ставить совместные задачи и добиваться поставленной цели. Сама
продолжительность партнерства зависит от совместной деятельности и вторична по
отношению к ней. Восприятие окружающих как самостоятельных субъектов, признание
их права на собственные желания и мнения приходит уже в более зрелом возрасте.
Пока ребенок не дошел до идеи того, что окружающие его дети такие же живые, как
и он и с ними надо считаться, ему нечего делать в детском саду, но общение ему
необходимо - ребенок не может быть один. Да, у него есть родители, бабушки и дедушки,
если повезет, старшие братья и сестры, которые понимают его состояние и разрешают
обращаться с собой почти как с игрушкой, но этого мало. А игрушки как раз те друзья,
которые необходимы ребенку - добрые, понимающие, терпеливые, всепрощающие
Когда моей дочери было два года, дядюшка приволок ей в подарок огромного зеленого
дракончика. "Господи, зачем ей это чудище" - удивилась я. "Ты
ничего не понимаешь, - объяснил даритель. - Это же Друг" Прошло
время, и я поняла, что дракончик действительно стал ее другом - они вместе гуляли
по квартире, шептались, даже играли в какие-то игры.
Теперь у нее уже есть настоящие друзья, потому что каждому ребенку в какой-то
момент становится мало игрушек, и требуются живые люди, другие, не такие, как
он. Но когда малышу надо отдохнуть или расслабиться, он обязательно возвращается
в детскую.
"…куда бы они не пошли и что бы не случилось с ними по дороге, - здесь
в Зачарованном Месте, на вершине холма в Лесу, маленький мальчик будет всегда,
всегда играть со своим медвежонком".
|
|
|
|