|
|
Сказки
|
|
|
|
|
|
Уважаемые
родители, а вы читаете своим детям сказки? Конечно, читаете, смешной вопрос. А
зачем?
Потому что вам их тоже читали в детстве. Потому что это приобщение к родной культуре.
Потому что сказки дети воспринимают лучше всего, а надо же им что-то читать. Ответов
может быть великое множество. Но на самом деле, мы читаем детям сказки потому,
что без сказок ребенок просто не в состоянии нормально развиваться.
Когда я слушала курс лекций по психоаналитическому толкованию сказок, нам рассказали
о том, как молодая советская республика попыталась запретить читать детям сказки.
Последствия оказались ужасными - у детей развились тяжелые неврозы, характеризуемые
постоянным страхом, повышенной тревожностью и и истерическими припадками. Кому-то
пришла в голову мысль почитать малышам сказки. И очень многим это помогло.
Научный интерес к сказкам вспыхнул в ХIХ веке, после появления двух основных собраний
народных сказок - братьев Гримм в Германии и Шарля Перро во Франции. С тех пор
о сказках написаны горы литературы.
Много сторонников имеет гипотеза о том, что сказки - это выродившиеся мифы, утратившие
свое сакральное значение. К ней примыкает версия о том, что сказки - это стилизованное
описание давно забытых первобытных ритуалов.
В России наиболее известна теория В.Я.Проппа. Описывая структуру сказки, он ввел
понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки
зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце
невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который
дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Количество функций,
встречающихся в сказках, ограниченно. Они образуют основную составную часть сказки.
Последовательность функций всегда одинакова. Кроме того, Пропп выделил семь ролей,
встречающихся в сказках. Соответственно, сказка - это "произведение, в котором
действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе
тридцать одну функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности".
Все это очень интересно, но, к сожалению, в основном со структурной точки зрения.
Поэтому о Проппе мы больше говорить не будем, а интересующихся отсылаю к его классической
работе "Морфология волшебной сказки".
Сказки дошли до нас из невообразимо далекого прошлого. И не утратили своей актуальности.
Что связывает нас и тех людей? Д.Соколов в своей работе "Сказки и сказкотерапия"
писал: " я не представляю, как могла бы сказка так сохраниться и продолжать
жить в культуре, буквально всем отличающейся от той культуры, где она первоначально
возникла, если бы она не была наполнена каким-то важным психологическим содержанием.
У нас и у тех древних народов все разное - язык, государство, обычаи и т.д. -
и трудно представить, что нас может объединять, если не устройство психики."А
в книге Марии-Луизы фон Франц "Психология Сказки", говорится о том,
что волшебные сказки так важны для нас, "потому что в них представлена общечеловеческая
основа жизни".
Остановимся на том, что сказки в символической форме описывают процессы, происходящие
в нашей психике. Но различные теории рассматривают психику по-разному.
Можно рассматривать сказку как набор паттернов поведения. Принцип из Репки: не
получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. Из Колобка: как
далеко можно отойти от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально,
на четыре - съедят. Из девочки в услужении у Морозко: надо слушаться.
С точки зрения классического психоанализа, ориентированного на Фрейда, сказка
- это мир, увиденный глазами маленького ребенка. Запрещающая мама в нем из феи
превращается в бабу-ягу, взрослая жизнь - в темный лес, сексуальные отношения
- волк, который съест и забудет выплюнуть. Все это мы постараемся подробно рассмотреть
в следующей статье.
Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках.
Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека,
вернее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу
своего жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в
жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица.
Юнгианская психология рассматривает героев сказки как части "Я" одного
человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс,
в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - аниму, женское начало
- и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая
агрессия (дракон) и так далее. В дальнейшем мы с вами попробуем разобрать пару
сказок с точки зрения Юнга.
Те, кто уделяют основное значение эмоциям, также часто рассматривают сказочных
героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи
и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят
об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные
состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.
Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием,
проживанием сказки. Сама атмосфера часто почти одна и та же: ребенок слушает сказку,
засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются
непонятные формулы (присказки и т.п.).
Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто
маленький и слабый к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
Это можно назвать историей о взрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным
мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще взросление: это вполне
конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается
к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь,
обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям.
Сказки описывают то, что в определенный момент времени происходит в психике каждого
человека. Они учат ребенка взрослеть и преодолевать страхи внешнего мира, отрываться
от матери и входить в социум. Страшно и опасно проходить этот путь в одиночку,
а сказки говорят о том, что все мы проходим один и тот же путь, и из этой безнадежной
ситуации - ребенок во взрослом мире - есть вполне приемлемый выход.
Сказки персонифицируют внутренний мир человека. В наше время человек часто зацикливается
на идее, что существует только внешний мир, "данный нам в ощущении",
а кроме него и нет ничего, а если и есть, то стоит ли обращать на это внимание.
А сказки говорят ребенку - посмотри внутрь себя, там тоже есть много интересного.
|
|
|
|