добавить в избранное

 

Сказки 2

   
 
Продолжим разговор о сказках. Опираться мы будем на юнгианское толкование сказок - мне оно кажется наиболее интересным и плодотворным.
Согласимся с тем, что действие сказки происходит не в реальном мире, а скорее является персонификацией внутренней жизни ребенка. По словам самого Юнга "в мифах и сказках, как и в сновидениях, душа повествует свою собственную историю". Вообще Юнг часто интерпретировал сновидения, исходя из его сходства с какой-либо известной сказкой. Очень интересна его теория о любимой сказке из детства, по сценарию которой человек бессознательно строит свою жизнь. Мы не будем здесь углубляться в теорию Юнга, заметим только, что, в отличие от Фрейда, Юнг считал, что многое из того, что происходит в душевной жизни, может быть выражено только с помощью символов, а тут как нельзя более подходит сказка.
"Однажды..." - так начинается большинство сказок. Многие из нас еще могут вспомнить время, когда каждый день начинался с этого "однажды", когда мир был наполнен неизведанными чудесами и неожиданными событиями. В мире детства каждый шаг несет в себе что-то новое и, главное, интересное. На этом пути встречаются ведьмы и чудовища - это наши собственные страхи и неудачи, но есть там и звери-помощники и феи - это еще неведомые нам способности и возможности. Если с возрастом человек не утратил способность удивляться, видеть вокруг что-то новое и неожиданное, то тем самым он сохранил возможность перейти из мира повседневности в магический мир сказки.
Жизнь каждого отдельного человека уникальна и неповторима и все же основные этапы развития проходят все люди. Каждый после периода полной зависимости от матери переживает процесс отделения и самоутверждения; каждый решает проблемы пробуждения сексуальности и взаимоотношений с противоположным полом; каждый сталкивается с проблемой стреднего возраста, когда основные достижения уже позади, и надо научиться жить с тем, что есть. А в конце жизни всем так или иначе приходится смириться с неизбежностью скорого перехода в иной мир. В новой, часто пугающей ситуации, человек пытается найти наиболее целесообразное решение. Через сказки к нам на помощь приходит мир коллективных образов, нам подсказываются решения, выработанные человечеством за долгие годы своего существования. Надо только понять, что говорят нам сказки.
Попробуем разобраться с одной из проблем маленького ребенка на примере сказки братьев Гримм "Гензель и Гретель".
Двое детей, отец и мачеха. В семье голод и, по инициативе мачехи, детей уводят в лес и там бросают. Но Гензель рассыпает по дороге камешки, и по ним дети находят дорогу обратно. В следующий раз ему не удается набрать камней, он крошит краюшку хлеба, но хлеб склевывают птицы и дети остаются в лесу. Они набредают на "пряничный" домик ведьмы и начинают его грызть. Ведьма сначала ласково принимает их, но потом запирает Гензеля в хлев, что бы откормить его, а потом съесть. Мальчик подсовывает ей косточки вместо собственных пальцев и момент поедания удается отсрочить. В итоге обман раскрывается, и только хитростью Гретель сумела запихать в печь ведьму вместо собственного брата. Дети забирают сокровища, накопленные в доме ведьмы, и возвращаются домой. На пути встает непреодолимая водная преграда, и только с помощью доброй утки им удается перебраться. Дома выясняется, что мачеха умерла, и все они живут долго и счастливо на добытые у ведьмы сокровища.
Ведьмы и темный лес встречаются в сказках постоянно. Что они могут собой символизировать?
Подрастая, ребенок постепенно понимает, что взрослый мир плохо для него приспособлен, а зачастую просто-напросто враждебен. Возникает дилемма - выходить в этот мир, познавать его, взрослеть, или лучше спрятаться за материнскую юбку и там остаться. Матери в этой ситуации тоже часто ведут себя неоднозначно - очень многих пугает мысль о самостоятельности ребенка, о возможности его отрыва. Иногда сознательно, а чаще инстинктивно, мать пытается удержать ребенка при себе, лишает его самостоятельности. Он же еще такой маленький, беззащитный, он нуждается во мне. То есть мать использует ребенка для удовлетворения собственных потребностей.
Так возникает амбивалентный образ матери: мать дающая жизнь и еду, ласкающая и поддерживающая, и мать "пожирающая". Вероятно, дети вообще склонны опасаться быть съеденными - один раз они уже были в животе, как бы не оказаться там и еще разок. Недаром сказки пестрят мотивом поедания. С другой стороны, подавления собственной свободы ребенок тоже может воспринять только в терминах поглощения.
Однако идея амбивалентности ребенку еще не доступна. Он попросту делит мать пополам - на добрую "фею" и злую "мачеху, ведьму, бабу-Ягу". В большинстве сказок мать у героя умирает в раннем детстве и дальше появляются отрицательные женские персонажи, всячески старающиеся навредить ребенку. С одной стороны, эта та самая плохая мама, которую он видит в реальности. С другой стороны, и это гораздо важнее, это то, что существует в самом ребенке и мешает его процессу взросления.
Вернемся к сказке. В ней обозначены два разных мира: обыденный мир, в котором живет дровосек со своей семьей и магический мир темного леса. Это может символизировать разделение психики на сознание и бессознательное. К сожалению, сознание не всегда руководит человеком. Скорее даже, оно почти никогда этого и не делает, а побуждаемы мы внутренними психическими силами, о которых не так уж много и знаем.
Вернемся к ребенку. Изначально младенец и мать составляют единое целое и процесс взросления, в сущности, заключается в постепенном отделении, освобождении из этого плена. Как я уже говорила, внешний мир не слишком приветлив, и ребенок не очень-то хочет в него уходить. Если он поддается страху - тут его и поймает ведьма из сказки, запрет в хлев и съест. Либо с ведьмой надо бороться. Лучше всего сжечь ее в печке - оттуда она не вернется.
Печь сама по себе - очень многозначный образ. Это и материнский символ, ибо из нее появляется хлеб. Это символ изменения, она преображает природный продукт (зерно) в человеческую еду (хлеб). Сжигание ведьмы (кстати, практически одновременно с уничтожением ведьмы умирает и мачеха - собственно, это одна и та же негативная фигура матери) может символизировать изменение бессознателных установок. Плохая "пожирающая" мать уничтожена - можно спокойно возвращаться домой.
Интересно, что образ этой негативной фигуры в сказке далеко не однозначен. Ведьма появляется как фигура дающая, кормящая - вспомним пряничный домик, который грызут голодные дети. А злая мачеха, оставляющая детей в лесу, в итоге играет положительную роль в их жизни. По словам самого Юнга, "злой дух, строящий козни, подталкивает человека к уходу, побегу, нарушению запрета и тем самым начинает его путешествие". Если на сознательном уровне проблему решить нельзя, стоит обратиться к царству бессознательного. Но добровольно туда никто не пойдет -неизведанное всегда страшит, а неизведанное в себе страшит вдвойне. В сказке дети плачут, протестуют, стремятся домой. И в первый раз им удается вернуться, находя дорогу по рассыпанным камешкам.. Камень - это нечто мертвое, неизменное, он может вернуть обратно, к той же проблеме. Ничего не изменилось и приходится предпринять путешествие еще раз. Хлеб - изменяющаяся субстанция, обращение к нему ведет к определенным переменам. Интересно, что попали в лес дети обычной дорогой, но вот возвращаться им приходится с определенными трудностями. Если мы принимаем идею, что два мира в сказке соответствуют сознательному и бессознательному в психическом, то надо отметить, что отсутствие границы между Я и Оно характерно для лабильного, инфантильного сознания. Я отдано на произвол бессознательного и человек живет во власти инстинктивных импульсов. Безусловно, полная потеря связи со своим бессознательным ведет к определенным проблемам, но граница необходимо должна существовать. Эту границу и приходится преодолевать детям, когда они возвращаются домой, в мир сознания.
Дети растут. В процессе взросления им необходимо научиться противостоять враждебному внешнему миру, избегать опасных для их собственной личности требований и претензий взрослых. С другой стороны ребенок должен научиться жить в мире со своими инстинктами, но при этом утвердить свое "Я" и уметь управлять силами бессознательного. В этой сложной борьбе трудно найти лучшего помощника, нежели сказка.
 
webmaster